ПОЛОЖЕНИЕ ВОЗВРАЩЕНЦЕВ В МАГИЧЕСКОЙ БРИТАНИИ

В середине апреля, когда вопрос возвращения умерших ещё только-только исследовался, организованным изучением занимался только Отдел Тайн. Вскоре, когда количество воскресших значительно возросло, было сформировано два официальных комитета:
комитет гражданских прав возвращенцев (Визенгамот);
научно-исследовательский комитет (Мунго, Отдел Тайн).
Комитеты работали совершенно в разных направлениях и обладали совершенно разным уровнем полномочий.

КОМИТЕТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ВОЗВРАЩЕНЦЕВ

Основная задача комитета – урегулирование адаптации возвращенцев в их новой жизни. Первоначальной целью была забота о возвращенцах, которые были кем-то притеснены, именно поэтому он и получил такое название. Произошло несколько случаев, когда возвращенцу было «некуда вернуться»: условия, в которых жили его родственники, были слишком тяжёлыми для того, чтобы возвращенец мог в них жить, своей же собственности он уже не имел, поскольку вся она принадлежала наследникам. Позже появились и куда более тяжёлые случаи, когда у возвращенца случался конфликт с семьёй, и он оказывался на улице. В таких ситуациях в жизнь возвращенца вмешивался Визенгамот, а потом сформировалась комиссия по урегулированию подобных ситуаций.

Первой профессиональной группой, созданной комиссией, была особая команда социальных работников, которые общались с возвращенцами, их близкими и родственниками. Вскоре она разрослась в целый отдел, который занимался уже не только помощью в поиске жилья, работы, предоставлением информации об изменениях, произошедших за время смерти возвращенца, но и психологической помощью людям, которые постоянно обращались в Министерство с тщетной надеждой на воскрешение их родных. Поначалу социальными работниками были добровольцы, в основном молодёжь, но со временем появилась возможность сформировать целый штат профессиональных сотрудников.

Фонд материальной помощи

В июне был учреждён благотворительный фонд, на средства которого возвращенцам, которым было негде жить, предоставлялось жильё и средства. К возвращенцам также приставлялся социальный работник, который помогал в вопросах карьеры, жилья и адаптации, деятельность которых также начал финансировать фонд. Средства выделяются из бюджета Министерства, однако многие меценаты со всей страны регулярно вносят пожертвования.
В июле политика комитета ужесточилась, потому что с открытием фонда начался массовый фальшивый отказ от возвращенцев их родственниками, целью которого было получать от Визенгамота пособие. Поначалу комитет сократил материальную помощь до её выплаты в течение двух месяцев с момента обращения и собирался сформировать комиссию, которая обрабатывала бы все заявки о помощи и тщательно изучала бы, кому она действительно нужна. Но некоторые события в июле вынудили отложить этот вопрос: выход Смерти и нападение на Министерство.

Вопрос об ужесточении политики вновь поднялся в августе, примерно тогда же появились первые серьёзные проблемы с разделом собственности, когда в Визенгамот стали обращаться возвращенцы с требованием восстановить их права на собственность, которая уже принадлежала другим лицам по праву наследования. Работа над законопроектом шла ещё с мая, но теперь её пришлось ускорить и вновь отложить вопрос фонда, и к концу августа вышел закон, согласно которому права сохранялись за наследниками:

1. Права на материальную и нематериальную собственность, а также обязательства, такие как выплата долгов, опека над несовершеннолетними, больными, магическими существами и животными, остаются за лицами, получившими их по наследству и обладавшими ими на момент воскрешения прежнего владельца.
2. Наследники обязаны предоставить возвращенцу жильё, материальное обеспечение и помощь с адаптацией. В случае невыполнения этих условий, а также желания возвращенца или наследников по каким-либо другим причинам расторгнуть отношения, правовые взаимоотношения регулируются Визенгамотом:
2.1. Все лица, вступившие в права наследования после смерти возвращенца, обязуются выплатить ему 50% от суммы, полученной в наследство. При оценке наследства учитывается исключительно его стоимость на момент оглашения завещания, изменение стоимости материальной собственности к моменту обращения лицами в Визенгамот не имеет значения. Сумма может быть выплачена денежным переводом или передачей прав на собственность, стоимость которой на момент обращения в Визенгамот не оценивается ниже суммы, которую наследник обязуется выплатить. Если наследник не может выплатить сумму сразу, он может прибегнуть к помощи банка Гринготс и оформить кредит или же по взаимному согласию с возвращенцем выплачивать сумму в течение оговорённого промежутка времени.
2.2. Возвращенец обязуется возместить наследникам 50% от суммы долгов, полученных ими в наследство от него.
2.3. Передача или сохранение прав по опеке, а также других нематериальных прав и обязательств, решается в частном порядке через суд в случае, если возвращенец и наследники не заключают обоюдного согласия по данному вопросу.
3. Лица, вступившие в права наследования и/или взявшие опеку над возвращенцем, могут передать ему или разделить с ним права на материальную и нематериальную собственность по обоюдному согласию.

Комиссия по вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья возвращенцев

К концу августа всё ярче становилась другая угроза, о которой Отдел Тайн предупреждал с момента появления Смерти: общественные волнения могут привести к появлению новых радикальных группировок. Теперь уже появились первые призывы к ликвидации возвращенцев с целью вернуть Смерть в её нематериальный облик, и Комитет занялся разработкой новой комиссии с помощью Отдела Тайн, аврората и отряда специального назначения, целью которой является безопасность возвращенцев.

Санкционная комиссия по вопросам обязательной регистрации возвращенцев, а также Комиссия по финансовым вопросам внутри фонда

Скептически настроенные люди находились далеко не только в общественных волнениях, но и в Министерстве, что не могло не сказаться на политике Комитета, и если раньше Визенгамот закрывал глаза на такие нарушения, как неявку возвращенца на регистрацию, и проводил её самостоятельно, то теперь выдвинулось предложение о создании особой комиссии по поиску незарегистрированных возвращенцев и применении к ним – и, в частности, лицам, способствовавшим их сокрытию – жёстких санкций, вплоть до помещения в Азкабан, о чём предупреждалось и в прежних законопроектах, но что никогда не доходило до реального воплощения в действие.
Тогда же, наконец, нашлось время для рассмотра ходатайства фонда о формировании комиссии, которая изучала бы каждый случай обращения и отказывала в материальной помощи возвращенцам, которые, на взгляд комиссии, в ней не нуждались. В сентябре обе комиссии приобрели официальный статус.

Общественные движения

Однако от действий Комитета общественные волнения только усилились. Появились движения в противовес, активисты которых призывали к защите прав возвращенцев, требовали от Министерства их повышенной защиты и убеждали радикалов, что ничего нельзя решить насилием. Это разделение на полюса проявилось, как и прежде, далеко не только на улице, но и в самом Министерстве, где было немало не только тех, кто поддерживал гуманистические взгляды, но и самих возвращенцев, которые никак не могли принять радикальную политику по отношению к себе. Но всё сильно усложнилось в конце октября, когда произошла серия катастроф, которые общественность связала с воскрешением мёртвых и материализацией Смерти. И тогда, количество радикалов резко возросло, и в ноябре начались первые серьёзные организованные акты насилия против возвращенцев, которые массово длились с 12 по 14 ноября. Среди радикалов, именовавших себя Жнецами Смерти, было немало людей из Министерства, которые сумели найти доступ к спискам зарегистрированных возвращенцев, поэтому люди знали, куда идти и кого убивать. Однако аврорат был давно переведён в режим повышенной готовности, остановить беспорядки удалось уже на второй день, на третий день были арестованы все зачинщики. Но на улицах оставалось слишком много радикально настроенных людей, как и в самом Министерстве, поэтому угроза масштабного хаоса и гражданской войны повисла особенно ощутимо.

Контр-реакцией на жестокость стала резкая волна гражданского возмущения. Люди обвиняли Министерство в пособничестве массовым убийствам, активно критиковалась политика регистрации. Те, кто её избежал, теперь прятались ещё упорнее. Регистрация закончилась, несмотря на то, что закон не отменили, и никто не мог знать наверняка, были ли случаи новых воскрешений, потому что больше никто уже не рисковал сообщать о возвращении к жизни.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

Куда менее официальной была работа научно-исследовательского комитета, потому что вплоть до ноября у него не было официальных прав на проведение опытов над возвращенцами. Однако это нисколько не нарушало работу комитета, поскольку находилось немало добровольцев среди возвращенцев, отдавших комитету полные права по проведению исследования с их участием. Кроме того, шла полномасштабная вербовка в Отдел Тайн лучших специалистов как Магической Британии, так и всего мира.

Комитет работал на двух уровнях. Общественным уровнем занималась больница Святого Мунго, деятельность которой была абсолютно открытой и результаты на всех этапах исследования оглашались и даже публиковались. Секретным уровнем занимался Отдел Тайн, и чем именно он занимался – знать никто не может наверняка. Немало возвращенцев исчезло в процессе исследования, но доступа к лабораториям не было ни у кого, включая аврорат, тем же мракоборцам, которые особенно рьяно пытались выяснить судьбу исчезнувших людей и отстоять их права, Отдел Тайн демонстрировал соглашения, заключённые с участниками эксперимента, согласно которым вся деятельность отдела была легальна. Действительно ли эти права были даны отделу добровольно, никто до сих пор не сумел выяснить.